24-летний австралийский велогонщик команды Jayco AlUla Люк Плапп (Luke Plapp) выиграл 8-й этап Джиро д’Италия-2025 после 113 км в отрыве дня, из которых 45 финальных километров он проехал в одиночку. Люк Плапп выиграл свой первый этап Гранд-тура с преимуществом 38 секунд над ближайшими преследователями, попутчиками по отрыву Вилко Келдерманом (Visma Lease a Bike) и Диего Улисси (XDS Astana). Благодаря почти пяти минутам преимущества, выигранным отрывом у пелотона, 35-летний итальянский велогонщик команды Astana XDS Диего Улисси, финишировавший 3-м, надел розовую майку лидера гонки, перехватив её у Приможа Роглича (Red Bull Bora-hansgrohe).
Photo Credits: LaPresse
Люк Плапп: «Это невероятно. Честно говоря, не могу поверить. Я так долго ждал этого момента. Я целенаправленно готовился к австралийскому сезону, но в Европе долго не удавалось показать результат. Сколько раз я был близок на Джиро в прошлом году… И сегодня, наконец, мне удалось — это по-настоящему особенный момент. Мы выделили этот этап как цель ещё несколько недель назад.
Сегодня утром в автобусе все были в предвкушении. Борьба за отрыв была невероятно тяжёлой. Я дал себе ещё один шанс — и в итоге сформировалась большая группа. Оно того стоило. Я ехал соло за 45 км до финиша, потому что знал, что не смогу победить их в спринте. Тот, кто атакует первым, всегда получает преимущество. Решил попробовать. От Олимпиады в прошлом году до операции на запястье в феврале и падения на первой разделке Джиро — эта победа окупает все усилия, которые приложил, чтобы вернуться после неудач. Такой результат просто потрясающий».
События 8 этапа Джиро д’Италия-2025
8-й этап Джиро д’Италия-2025 начался с атак. Сразу после старта атаковали Макс Кантер (XDS Astana) и Мартин Марчеллузи (VF Group — Bardiani CSF — Faizanè), пытался создать просвет Ваут ван Арт (Visma Lease a Bike). Через 6 км после старта атаковал обладатель цикламеновой майки Мадс Педерсен (Lidl-Trek), к которому присоединились Маттиа Каттанео (Soudal Quick Step) и Давиде Де Претто (Jayco AlUla).
Втроём они создали минимальный просвет в пределах 15 секунд, который, однако, позволил им удержаться впереди постоянно атакующих из пелотона гонщиков, и разыграть промежуточный спринт, который выиграл Мадс Педерсен. Через километр после спринта отрыв вернулся в пелотон, а атаки продолжились на подъёме 3 категории Кроче-ди-Казале (Croce di Casale, 375 — 729 м, протяжённость 7,7 км, перепад высот 354 м, средний градиент 4,6%, максимальный градиент 10%). Ваут ван Арт попытался уехать, но его догнали.
Наконец, после атаки Вилко Келдермана (Visma Lease a Bike) за 121 км до финиша начался формироваться большой отрыв, в который отобрались 17 гонщиков, набравших минуту преимущества за 110 км до финиша.
В отрыв уехали – Вилко Келдерман и Дилан ван Баарле (Visma Lease a Bike),
Джонатан Ластра (Jonathan Lastra) и Сильван Монике (Sylvain Moniquet/Cofidis),
Николя Продомм (Nicolas Prodhomme) и Андреа Вендраме (Andrea Vendrame/Decathlon AG2R La Mondiale),
Георг Штайнхаузер (Georg Steinhauser/EF Education EasyPost),
Реми Роша (Rémy Rochas/Groupama – FDJ),
Марко Фриго (Marco Frigo/Israel — Premier Tech),
Давиде Формоло (Davide Formolo/Movistar),
Дэмьен Хаусон (Damien Howson/Q36.5),
Кун Бауман (Koen Bouwman),
Люк Плапп (Luke Plapp) из Jayco AlUla,
Роман Барде (Romain Bardet/Picnic PostNl),
Игор Арриета (Igor Arrieta/UAE Team Emirates – XRG),
Мануэле Тароцци (Manuele Tarozzi/VF Group — Bardiani CSF – Faizanè),
гонщики команды XDS Astana Лоренцо Фортунато (Lorenzo Fortunato) и Диего Улисси (Diego Ulissi).
За 103 км до финиша отрыв догнали Стефано Ольдани (Stefano Oldani/Cofidis) и Маттиа Баис (Mattia Bais/ Polti VisitMalta).
За 102 км до финиша у отрыва было уже 1:45 преимущества.Команда Red Bull Borahansgrohe возглавила пелотон.
На подъёме 1 категории Валико-ди-Санта-Мария-Маддалена (Valico di Santa Maria Maddalena, 500 — 1465 м, протяжённость 13,1 км, перепад высот 965 м, средний градиент 7,4%, максимальный градиент 14%) отрыв раскололся на две группы.
Просвет создали Вилко Келдерман и Дилан Ван Баарле, Лоренцо Фортунато, Роман Барде, Георг Штайнхаузер, Люк Плапп. Затем к ним переложились Давиде Формоло, Марко Фриго, Николя Продомм, Дэмьен Хаусон, Игор Арриета, Мануэле Тароцци и Диего Улисси. За 106 км до финиша у первой группы отрыва было 23 секунды преимущества, пелотон находился в двух с половиной минутах.
На вершине Сассотетто (Sassotetto) за горные очки в спринте поборолись обладатель синей майки лучшего горного гонщика Лоренцо Фортунато и Роман Барде. Барде атаковал, но Фортунато обошёл французского гонщика на вершине и забрал максимальные 40 очков, укрепив свою позицию горного короля.
После атаки у вершины Барде и Фортунато не сбавили темпа и на спуске уехали от отрыва вдвоём. К этому времени пелотон проигрывал более 5 минут, а в отрыв на подъёме вернулись все выпадавшие на крутых отрезках гонщики кроме Маттиа Баиса.
На спуске к Фортунато (XDS Astana) и Барде (Picnic PostNl) переложились Георг Штайнхаузер (EF Education EasyPost) и Андреа Вендраме (Decathlon AG2R La Mondiale).
За 78 км до финиша у первой группы отрыва было около полуминуты преимущества над своими попутчиками, группой из 14 гонщиков, а пелотон проигрывал отрыву пять минут.
За 76 км до финиша из второй группы отрыва атаковал Марко Фриго (Israel Premier Tech), на ускорение которого отреагировал Вилко Келдерман, через километр они догнали первый отрыв, а затем к ним присоеденились Диего Улисси (XDS Astana), Люк Плапп и Кун Бауман (Jayco AlUla), Дэмьен Хаусон (Q36.5), Игор Арриета (UAE), Дилан Ван Баарле (Visma Lease a Bike) и Мануэле Тароцци (VF Group — Bardiani CSF – Faizanè).
За 70 км до финиша из вновь увеличившегося отрыва атаковал Дилан ван Баарле, но его не отпустили, а просвет создали Плапп, Арриета и Штайнхаузер. За 68 км до финиша к ним присоединились Улисси и Келдерман, а затем переложились и Барде, Вендраме и Плапп.
Таким образом, за 63 км до финиша впереди сформировался отрыв из 7 гонщиков – Диего Улисси, Андреа Вендраме, Роман Барде, Георг Штайнхаузер, Люк Плапп, Вилко Келдерман, Игор Арриета, которые опережали попутчиков – вторую группу (Лоренцо Фортунато, Джонатан Ластра, Сильван Монике, Стефано Ольдани, Николя Продомм, Марко Фриго, Дэмьен Хаусон, Кун Бауман, Дилан Ван Баарле, Мануэле Тароцци) на 1:20.
Пелотон проигрывал 5:50 за 57 км до финиша. В это время Диего Улисси стал виртуальным лидером гонки, а Лоренцо Фортунато в общем зачёте поднялся на 2-е место.
За 52 км на подъёме 3 категории Монтелаго (Montelago, 634 — 1017 м, протяжённость 5,6 км, перепад высот 383 м, средний градиент 6,8%, максимальный градиент 10%) до финиша Улисси и Келдерман атаковали и создали просвет в 10 секунд, который попытались закрыть Штайнхаузер и Арриета.
Когда Келдерман и Улисси набрали около 40 секунд, к ним попытались переложиться Плапп, Барде и Вендраме, в то время как Штайнхаузер и Арриета находились в полуминуте от дуэта лидеров. Плапп первым догнал Штайнхаузера и Арриету за 48,6 км до финиша, но Улисси и Келдерман находились впереди в 17 секундах.
Продожились атаки и из третьей группы отрыва, за 49 км до финиша ускорился Марко Фриго, за которым сел Лоренцо Фортунато, а также Николя Продомм и Дэмьен Хаусон.
За 48 км до финиша Игор Арриета сбросил Плаппа и Штайнхаузера и поехал в одиночку перекладываться к дуэту лидеров.
В это время пелотон, проигрывающий первой группе отрыва около пяти с половиной минут, возглавила команда Bahrain Victorious.
Игор Арриета догнал Келдермана и Улисси за 1,8 км до вершины Монтелаго, за 46,7 км до финиша, Люк Плапп также догнал лидеров за 1,5 км до вершины, оставив позади Штайнхаузера.
В это время из атаковавшей третьей группы отрыва создали просвет Николя Продомм и Лоренцо Фортунато, но группе лидеров они проигрывали полторы минуты.
Люк Плапп не остался в отрыве, а атаковал за 45,8 км до финиша, за 700 м до вершины Монтелаго и уехал в одиночку к своей первой на Гранд-туре победе.
В это время Лоренцо Фортунато и Николя Продомм догнали Романа Барде, впереди них в 10 секундах ехал Андреа Вендраме, в 40 секундах – Георг Штайнхаузер, в 50 секундах – Вилко Келдерман, Игор Арриета и Диего Улисси, в 1:10 – атаковавший соло Люк Плапп.
Когда Люку Плаппу до финиша оставалось 40 км, пелотон возглавила команда UAE Team Emirates XRG.
За 25 км до финиша у Плаппа в запасе перед ближайшими преследователями – Вилко Келдерманом, Игором Арриетой и Диего Улисси — было около минуты преимущества. Группа Барде и Фортунато проигрывала около 2 минут.
За 10 км до финиша Люк Плапп лидировал с преимуществом в минуту над группой Келдермана, Улисси и Арриеты, а в двух с половиной минутах находилась группа Николя Продомма, Лоренцо Фортунато, Георга Штайнхаузера, Романа Барде.
Остальные гонщики отрыва дня постепенно вливались в пелотон, который проигрывал лидеру, Люку Плаппу, почти шесть минут.
На финальном подъёме из пелотона попытался уехать Том Пидкок (Q36.5), но его не отпустили. Хуан Аюсо (UAE Team Emirates XRG) вышел первым колесом.
Вилко Келдерман и Диего Улисси финишировали вторым и третьим соответственно, а значительное преимущество, набранное в отрыве дня позволило Диего Улисси перехватить розовую майку лидера.
Лоренцо Фортунато, лидер горной классификации, финишировал 7-м и поднялся на вторую строчку в общем зачёте.
Пелотон фиишировал через 4:50, Хуан Аюсо спринтовал и отыграл 1 секунду.
Лидеры классификаций после 8 этапа Джиро д’Италия-2025
Диего Улисси (XDS Astana) надел розовую майку лидера, поднявшись на 29-й позиций в генеральной классификации с преимуществом в 12 секунд над своим товарищем по команде, лидером горной классификации Лоренцо Фортунато. Примож Роглич (Red Bull Bora-hansgrohe) спустился на третье место в генеральной классификации с отставанием в 17 секунд от Диего Улисси, а Хуан Аюсо – на четвёртое место с отставанием в 20 секунд.
Мадс Педерсен (Lidl-Trek) укрепил свою позицию в очковой классификации и продолжает удерживать цикламеновую майку с преимуществом в 93 очка над Алессандро Тонелли (Polti VisitMalta).
Хуан Аюсо (UAE Team Emirates XRG) удерживает белую майку лучшего молодого гонщика.