Саймон Йейтс (Simon Yates) на финальном горном 20-м этапе перехватил розовую майку лидера Джиро д’Италия-2025. 32-летний британский велогонщик команды Visma Lease a Bike атаковал в одиночку на самом сложном подъёме маршрута Джиро д’Италия-2025 – подъёме Колле делле Финестре (Colle delle Finestre, категория Cima Coppi, 484 — 2178 м, перепад высот 1694 м, протяжённость 18,5 км, средний градиент 9,2% и максимальный градиент 14%), вершина которого стала высшей точкой этого выпуска Джиро – Чима Коппи.
Photo Credits: LaPresse
В третий раз на Джиро д’Италия розовая майка завоёвывается в предпоследний день – в 2022 году так выиграл гонку Джей Хиндли (Jai Hindley), в 2023 году – Примож Роглич.
На Колле-делле-Финестре в 2018 году Саймон Йейтс потерял розовую майку лидера, которую удерживал 13 дней, с 6-го этапа. Тогда британский гонщик финишировал на 19-м этапе через 38 минут 51 секунду после победителя, Криса Фрума, выигравшего в тот год Джиро.
Через семь лет британский гонщик взял реванш на этом же подъёме, но на этот раз он перехватил розовую майку со значительным преимуществом в общем зачёте – 3 минуты 56 секунд над Исааком Дель Торо (UAE Team Emirates XRG) и 4 минуты 43 секунды над Ричардом Карапасом (EF Education EasyPost).
На старте 20-го этапа Саймон Йейтс шёл третьим в генеральной классификации, проигрывая лидеру – Исааку Дель Торо (UAE Team Emirates XRG) 1 минуту 21 секунду, а занимающему второе место Ричарду Карапасу (EF Education EasyPot) – 38 секунд.
В то время как впереди за победу на этапе боролись гонщики отрыва дня, первым борьбу за розовую майку открыл Ричард Карапас, атаковавший у подножия Колле-делле-Финестре. На его ускорение ответил обладатель розовой майки Исаак Дель Торо, и вдвоём они создали просвет. Через километр группа Саймона Йейтса проигрывала около 20 секунд, но затем Саймон Йейтс атаковал в одиночку и проехал свою гонку, сначала догнав дуэт соперников, а затем уехав от них, ускоряясь несколько раз. Дерек Джи (Israel Premier Tech) также ехал подъём своим темпом, он то догонял Карапаса и Дель Торо, а догнав, возглавлял эту группу, то выпадал, а затем снова закрывал просвет.
Ричард Карапас несколько раз пытался сбросить Исаака Дель торо резкими ускорениями, а в это время Саймон Йейтс набирал относительно них всё больше преимущества.
Уже за километр до вершины Колле-делле-Финестре, пока впереди Крис Харпер (Jayco AlUla) ехал к своей победе на этапе, Саймон Йейтс стал виртуальным лидером генеральной классификации с преимуществом в 1 минуту 40 секунд относительно Дель Торо.
За 15 км до финиша у Саймона Йейтса в запасе относительно 21-летнего мексиканского гощика было уже две минуты преимущества. На спуске с Колле-делле-Финестре Саймону Йейтсу помог его товарищ по команде Visma Lease a Bike Ваут ван Арт, уезжавший в отрыв дня, и группа розовой майки потеряла ещё две минуты. Ваут ван Арт завершил свою часть работы за 5,3 км до финиша, а Саймон Йейтс вновь атаковал в одиночку и уехал от группы, в которой находились гонщики отрыва дня. Его преимущество над группой Дель Торо и Карапаса увеличилось до 5 минут. Хотя Дель Торо также начали помогать его товарищи по команде, уезжавшие в отрыв дня – Рафал Майка и Брэндон Макналти, разрыв с Саймоном Йейтсом сократить они уже не смогли.
Саймон Йейтс финишировал на 20-м этапе третьим, после двух гонщиков отрыва дня – Криса Харпера и Алессандро Верре, забрав 4 бонификационных секунды, но они уже не играли большой роли, потому что британский гонщик на финише опередил соперников по геенральной классификации Исаака Дель Торо и Ричарда Карапаса на 5 минут 13 секунд.
Саймон Йейтс: «Думаю, когда опубликовали маршрут гонки, у меня где-то в глубине души уже появилась мысль попытаться сделать что-то здесь, на этом подъёме, который определил мою карьеру, и… закрыть эту главу, так сказать. Я до сих пор не могу подобрать слова, не верится, что у меня всё получилось.
Всю гонку я чувствовал себя хорошо, но у меня не было момента показать, на что способен, не хватало веры в себя.
Сегодня этот шанс появился. Я пытался уехать от Ричарда и Исаака, потому что знал, что если смогу поехать в своём ритме, то смогу выступить очень сильно. И у меня получилось.
Вся команда фантастически работала на протяжении всей гонки. Без Ваута на равнинном участке и поддержки остальных ребят с самого утра это было бы невозможно. Может, сегодня утром я выглядел спокойным, но на самом деле сомневался, что смогу это сделать. Однако ребята меня подбадривали и верили в меня — спасибо им. Это невероятно… Я пытаюсь подобрать слова, но не могу.
На последней сотне метров я осознал, что сделал, и сразу почувствовал усталость в ногах.
Хотя у меня был солидный отрыв, я до конца не верил, что выиграю Джиро. Не уверен, атаковал ли я в том же месте, где у меня были проблемы в 2018-м. Сегодня я пытался уехать, зная, что смогу держать высокий темп. Я чувствовал себя отлично, смог выдавить всё до самой вершины, а с Ваутом ван Артом на равнине… как только я добрался туда, оставалось только доделать свою работу.
Сейчас сложно подобрать слова и осознать всё, но это абсолютный пик моей карьеры — вряд ли что-то сможет превзойти этот момент.
Я не становлюсь моложе, так что победа на Джиро… цель, которую я ставил перед собой годами, но не мог реализовать вплоть до сегодняшнего дня…».